Владимир ЯКУШЕВ: "Будем же меняться сами"

Послание Губернатора Тюменской области В.В. Якушева Тюменской областной Думе «О положении дел в Тюменской области". 2016 год.

Уважаемые депутаты
Тюменской областной Думы!
Уважаемые почетные граждане, представители органов власти, науки, культуры, деловых кругов,
местного самоуправления!
Дорогие тюменцы!
Иногда, чтобы верно оценить текущую ситуацию, структуру стоящих перед нами вызовов и угроз – а также состав ресурсов, которыми мы располагаем для их преодоления, – необходимо как раз отвлечься от сиюминутных забот, приподняться над повседневной рутиной. Вспомнить, о чем мы мечтали десять лет назад, и осознать, сколь многое из того осуществилось.
Наши успехи неоспоримы. Стабильный естественный прирост населения, увеличение рождаемости, количества многодетных семей, продолжительности жизни. Более чем трехкратный рост промышленного производства, фактически – вторая индустриализация области, причем за счет многовекторной диверсификации региональной экономики. Более чем четырехкратный рост инвестиций в основной капитал. Почти четырехкратный рост объемов вводимого жилья. 500 километров построенных и реконструированных дорог, 45 мостов…
Кардинально преобразилась, гораздо чаще стала радовать глаз сама среда нашей жизни – не только областной центр, не только "духовная столица Сибири" - Тобольск, но и другие города и сельские поселения. Реализуются масштабные социальные программы, причем доступ к ним для тюменцев стал гораздо удобнее, благодаря сети многофункциональных центров "Мои документы".
Высокие места в разнообразных рейтингах регионального развития уже давно стали для Тюменской области привычным делом. Теперь мы скорее обращаем внимание не на достижения такого рода, а на недостаточно быстрое продвижение по различным оценкам, на те случаи, когда Тюмень по какому-то показателю оказывается за пределами первой десятки среди субъектов РФ.
И правильно делаем, потому что изменилась сама точка отсчета. Тюмень стала регионом-пионером, регионом-лидером. И эта перемена уже необратима. На меньшее мы не согласны.
Но в чем причина наших успехов? В годы благоприятной экономической конъюнктуры ей могли пользоваться все регионы. Почему Тюмень воспользовалась ей лучше многих?
Когда настали трудные времена, они опять же настали для всех. Но Тюмень демонстрировала уникальную устойчивость к потрясениям?
Я много думал об этом и, кажется, нашел ответ. Потому что все это время наша политика была не только продуманной, рациональной, стратегически выверенной. Но прежде всего потому, что наша политика была честной.
Мы никогда не кривили душой перед федеральным центром, не выпрашивали подачек и послаблений: Тюмень была и остается одним из опорных регионов России, с честью и ответственностью исполняющим свою особую миссию.
Мы честно и прозрачно строили отношения с другими субъектами Федерации, прежде всего – с нашими северными партнерами и друзьями. Мы никогда не обманывали инвесторов – ни зарубежных, ни российских.
Мы всегда вели себя честно с региональным предпринимательским сообществом – и вместе с ним выстраивали прозрачные, понятные правила игры.
Мы всегда были честны с муниципальными образованиями, с бюджетниками, с горожанами и селянами, с пенсионерами, со всеми людьми, нуждающимися в особой социальной поддержке и заботе.
Просто мы никогда и никому не давали несбыточных обещаний. И мы всегда – часто на последнем напряжении сил – исполняли свои обещания. А если все же что-то не получалось, то мы опять же честно объясняли, почему. Эта прямота никогда нас не подводила – в ответ мы неизменно встречали понимание и поддержку. Очередное и очень важное свидетельство тому – недавние выборы в Государственную думу РФ и Тюменскую областную думу.
Я имею в виду не столько то, как распределились партийные предпочтения – это личное дело каждого гражданина. Важна, прежде всего, активность тюменских избирателей.
Знаете, в древних Афинах был один мудрый закон: кто во время бурного спора, противостояния внутри общины не встанет ни на одну из сторон, тот должен быть лишен гражданства. Потому что тот, кто отказывается проявить свою позицию, кто остается сидеть на завалинке, ведет себя не как гражданин. И своим безразличием предает Отечество.
Тюменцы же поступили как граждане – таков уж наш закаленный историей характер. Тюменцы в очередной раз подтвердили, что в нашем регионе действует общественный договор между властью и обществом. И действует он потому, что заключен на честных условиях.
Давайте же честно взглянем на наше нынешнее положение и на наши ближайшие задачи.
Год был трудным, но даже в этих условиях мы добились многого, иногда даже сверх собственных ожиданий. За первое полугодие инвестиции в основной капитал выросли на 40 процентов, прибавка составила почти 40 миллиардов рублей! Конечно, больше половины ее – заслуга наших флагманов, прежде всего, "СИБУР-Холдинга", уже давшего первый миллион тонн тюменского полимера.
А также – Уватский проект "Роснефти", вышедший на стабильную планку годовой добычи в 11 миллионов тонн.
Антипинский НПЗ, на котором глубина переработки только что достигла рекордных для отрасли 98%.
"УГМК-Сталь", буквально два месяца назад давшая первый миллион тонн тюменского металла.
"Аминосиб", вносящий огромный вклад в решение общенациональной задачи импортозамещения.
Но для нас важны все инвесторы, не только гиганты, но и средний бизнес, и малый. Важны все те, кто верит в Тюменскую область, вкладывается в нее, создает новые рабочие места. Поэтому я хотел бы особым образом поблагодарить и Николая Тихоновича Мамонтова, и Алексея Евгеньевича Кремлёва, и Александра Владимировича Кураша, и Вильгельма Зонненберга, и Андрея Антоновича Ливринца, и Ирину Федоровну Ачинович, и Владимира Леонидовича Лукошина, и многих, многих других. Все вы – наши соратники и сподвижники, радетели земли Тюменской!
В этом году заработали новые инфраструктурные элементы поддержки деловой активности. В августе открыт первый индустриальный парк в поселке Боровский – в аренде уже половина его площадей. До конца года будет запущен второй – в Богандинском.
А значит, резиденты этих парков доверяют разработанному нами широкому спектру инструментов налоговой, финансовой, операционной поддержки. Вот что бывает, когда дела ведутся честно.
Наконец сдвинулось с мертвой точки наше лесное хозяйство. Новые проекты в Тобольском, Уватском, Исетском районах кратно увеличат объем делового использования древесины. И должны дать по нашим расчетам, более трех тысяч новых рабочих мест.
Традиционно радуют аграрии – овощеводы из Тюменского района, животноводы из Нижней Тавды и Голышманово, юргинские птицеводы и многие другие. Еще семь лет назад доля местных продуктов в розничном обороте региона составляла всего 10%. Сейчас – 48%, и это далеко не предел.
Особо хочу подчеркнуть достижения нашей строительной отрасли. Два года назад правительство региона рекомендовало строителям, чтобы поддержать падающий спрос, выводить на рынок жилье эконом-класса преимущественно с готовой отделкой. Сегодня так поступают уже более половины крупных застройщиков.
До конца этого года будет досрочно, с опережением на восемь месяцев, выполнена действующая региональная адресная программа расселения аварийного жилищного фонда. Разумеется, за ней тут же последует новая – потребуется еще пять лет, чтобы разобраться с аварийным жильем, признанным таковым после 1 января 2012 года, и это мы сделаем.
А как динамично меняется наше образование! Всего год назад появилась областная специализированная физико-математическая школа и уже появились первые серьезные успехи. По результатам Международного математического турнира имени Колмогорова (регион участвовал в нем впервые) тюменская команда заняла второе место в категории учащихся девятых классов.
По всей области создаются классы корпоративного партнерства (их уже 18); в Ялуторовске заработал российско-германский Центр непрерывного аграрного образования.
Вообще, одна из главных наших побед – то, что удалось радикально повысить престиж среднего профессионального образования. В этом году конкурс на целый ряд специальностей в колледжах и техникумах составил от 4 до 9 человек на место!
Да и в высшем образовании мы начали исправлять старый перекос в пользу гуманитарно-экономических специальностей, в ущерб важнейшим для нас естественно-научным и инженерно-техническим. В 2016 году доля последних в общем наборе составила 63 %, а еще недавно была меньше половины.
Из таких "мелочей" и складывается социальная ткань, качество и комфорт повседневной жизни. А ткут ее конкретные, живые, самоотверженные люди. Иначе как честным трудом доверие сограждан не завоюешь.
Не могу не упомянуть об осуществленных в этом году необычных проектах "Сила доверия" и "Спасибо учитель".
Не могу не назвать хотя бы тех, кто собрал по их итогам наибольший урожай любви и признания. Полина Евстафьевна Третьякова из 34 тюменской школы, Наталья Владимировна Грицай из 40-ой, Наталья Александровна Бектурганова из 12 гимназии, Елена Владимировна Дик из поселка Винзили и Надежда Михайловна Бурик из Заводоуковска.
Тина Робертовна Болдарева из Перинатального центра, Александр Иванович Мутьев - врач-хирург Абатского филиала областной больницы №4, и Аслан Бугадинович Рустамов - врач-травматолог из города Тобольска. Присоединяю к голосам тюменцев свою личную благодарность этим людям.
Да, мы взяли немало высот. Но это не значит, что будущее безоблачно. Честно предупреждаю: следующий год станет для Тюменской области еще более напряженным, чем уходящий. Многое в нашей жизни, в нашем способе ведения дел должно измениться.
Потому, что предстоит новое ужесточение рамочных условий нашей жизни, прежде всего условий финансовых. Налог на прибыль против 2016 года уменьшается на 7,5 миллиардов рублей. Причин тому много, назову лишь основные: централизация в федеральный бюджет части налога на прибыль и рост налогового бремени на нефтяную отрасль в виде налога на добычу полезных ископаемых.
Вы знаете, что я прямо и открыто сомневался в справедливости этих инициатив. Но если решение принято, оно будет исполнено. А мы обязаны выработать адекватные меры быстрого, адаптивного реагирования.
Тем более что позитивная перспектива такого реагирования ясно обозначена – дальнейший рост генерируемой в регионе прибыли обеспечит нам возвратный трансфер из федерального бюджета.
Что ж, значит, мы будем расти. Что для этого понадобится? Назову несколько ключевых пунктов.
Итак, пункт первый. Распоряжение бюджетными средствами должно стать не просто рациональным и рачительным – к этой цели мы идем уже давно, и немалую часть пути прошли. Теперь же оно должно, в одно и то же время, быть филигранным по своей точности и безупречным по своей результативности. Бюджет – не способ потратить деньги, а способ их прирастить, приумножить.
Рецепт успеха тут тот же – честность. Приведу простой пример: наша практика формирования фондов развития территорий.
Да, в них не такие уж большие средства, хотелось бы направить на эти цели больше – как, впрочем, и на любые другие.
Но те средства, которые есть, должны выделяться тем и только тем, кто их действительно заслуживает. Отмечу Вагайский, Исетский, Нижнетавдинский и Тобольский районы, в которых добились устойчивого роста собственных налоговых доходов более чем на 5% в год.
Более того (пока скажу осторожно): появилась надежда, что некоторые наши муниципальные образования в ближайшее время смогут уйти от дотационной зависимости, смогут собственными силами покрывать собственные потребности, обеспечивать исполнение своих полномочий.
Если такое произойдет, это станет революционной переменой. Поэтому "бюджеты развития" муниципальных образований мы будем не просто поддерживать, но и, в максимальных пределах возможного, наращивать.
А сам этот опыт должен стать модельным для всех остальных распорядителей и получателей бюджетных средств.
Пункт второй.
Надо решительно пересмотреть наше отношение к такому вроде бы привычному понятию, как "производительность труда".
Вы знаете, что именно по производительности труда Россия (и Тюменская область тоже) существенно отстает от передовых экономик мира. И не потому, что мы мало работаем – кого ни спроси, все вкалывают как заведенные! А потому, что для нас целью труда слишком часто оказывается сам процесс, а не результат.
И не надо думать, что проблему можно решить в лоб, простым материальным стимулированием. Конечно, все хотят получать побольше; но мировой опыт давно показал, что прямой конвертации вознаграждения в результат не происходит.
Чтобы повысить производительность труда – любого, в том числе труда государственных и муниципальных служащих – мы должны по-новому отстроить организационный дизайн нашей деятельности, отладить все цепочки внутри- и межведомственных взаимодействий, а также взаимодействий с негосударственными партнерами, с бизнесом, наукой, гражданским обществом. Добиться того, чтобы критерием оценки любого действия стал не сам факт его совершения, а его содержательная целесообразность и адекватность поставленной цели. Что изменилось в мире по итогам твоей деятельности – не в фантомной реальности справок и отчетов, а в мире, в человеческой жизни? Вот о чем надо каждый день спрашивать себя и друг друга.
Именно в этом смысл внедряемой сейчас и на федеральном, и на региональном уровне технологии "проектного офиса".
Тюменская область, как это нам свойственно, находится в числе регионов, апробирующих эту инновацию – прежде всего в сфере привлечения и поощрения инвестиций.
Благодаря ей мы сразу же увидели и наши слабые, "узкие" места, и совершенно конкретные, иногда элементарные в исполнении способы их "расшивки".
Пятое место в этом рейтинге (плюс десять позиций к прошлому году!) – законный повод для гордости, многие могут нам позавидовать. Но если присмотреться к структуре формирующих интегральную оценку показателей, становится заметно, что по некоторым из них мы топчемся на месте, а по отдельным даже возмутительным образом упали. Огромное количество усилий и времени расходуется впустую, с минимальным коэффициентом полезного действия.
У нас есть колоссальные резервы экономии, оптимизации, повышения эффективности институтов и процедур. Мобилизуем их – обеспечим дальнейший рост областной экономики. И, возможно, с благодарностью будем вспоминать нынешние испытания.
Пункт третий: дальнейшая концентрация интеллектуального ресурса области.
Я подробно говорил об этом в прошлогоднем послании. Наши школы, техникумы, университеты, исследовательские и инжиниринговые центры, по сути, представляют собой не менее важные по своему значению, по своей потенциальной отдаче на единицу вложений драйверы роста, чем заводы, скважины, фермы и теплицы.
Мы продолжим жилищное строительство, обновление коммунального хозяйства, развитие дорожной инфраструктуры, накопление экологического благополучия. Но это системное благоустройство должно быть дополнено энергичным "очеловечиванием" нашего непосредственного окружения.
Сейчас важны не столько мегапроекты, сколько сетевые, формирующие особую атмосферу начинания. Грубо говоря, можно вбухать огромные средства в мощение гранитом единственной площади, а можно заново осветить, оснастить скамейками, урнами, облагородить целый квартал. Да даже новые таблички с названиями улиц и номерами домов меняют восприятие всей территории!
Идти надо вторым путем, причем вместе с гражданами, вовлекая их в эту работу.
Кстати, настоятельно рекомендую муниципалитетам, решающим, как распорядиться средствами "бюджетов развития", действовать именно так – иначе не будет ни развития, ни бюджета.
Четвертый пункт. Нам придется полностью пересмотреть устоявшийся взгляд на всю сферу публичных коммуникаций и информационной политики.
Без постоянного, многостороннего и, главное, результативного обмена мнениями, идеями, критическими и конструктивными предложениями в треугольнике "власть-бизнес-общество", без оперативной, в режиме реального времени коррекции позиций и планов выход Тюменской области на новые рубежи развития неосуществим.
Опять-таки приведу небольшой, но показательный, модельный пример: наша долгая кампания по благоустройству дворовых территорий, и в Тюмени, и в других городах.
Помните, как все начиналось? Профильные службы заезжали во двор, что-то там меняли в соответствии со своими "представлениями о прекрасном" и уходили. А через пару недель выяснялось, что жители окружающих домов кипят от возмущения: лавочки стоят не там, с детской коляской не проехать (в инвалидной коляске – тем более), асфальт положили без уклона и после первого же дождя двор превратился в ванну... И все сначала, давай переделывай.
Но постепенно-то мы осознали, что и в начале работы, и в середине ее, и в конце надо говорить друг с другом! Тогда и ресурсы будут расходоваться экономнее (потому что переделывать не придется), и уровень гражданского доверия и деятельного участия станет совершенно иным. Вот этот нехитрый принцип надо распространить абсолютно на все направления нашей деятельности.
Ведь наша так называемая "информационная политика" все еще носит в основном односторонний характер – где-то что-то опубликовали, вывесили некую таблицу на некоем сайте (который еще отыскать надо) и "умыли руки".
Производительность такого труда близка к нулевой. Настоящая информационная политика состоит не только в обеспечении прямой связи (хотя и в этом плане нам есть куда двигаться – от пропаганды и благостных дифирамбов к честному рассказу о проблемах и планах их решения), но и, главное, в обеспечении связи обратной.
Хорошо, мы сообщили гражданам! – как обстоят дела. Но граждане-то что об этом думают? Что советуют, подсказывают? Далеко не всегда мы об этом знаем. А значит, не можем адекватно отреагировать.

Взгляните, например, на свежий рейтинг субъектов Федерации по уровню открытости бюджетных данных, составленный по заказу Министерства финансов, измеряющий в том числе вовлеченность граждан в процесс бюджетного планирования и контроля. Мы там только на 40-ом месте! А по разделу "Общественное участие" – в десятке аутсайдеров.
На основании изложенного поручаю:
Первое - аппарату губернатора до 1 января 2017 года подготовить предложения по созданию проектных комитетов по каждому расходному обязательству. Проектным комитетам до 1 февраля 2017 года подготовить дорожные карты по оценке расходных обязательств, выработке предложений по их оптимизации, включая сокращение расходов на управление, причем не только областного, но и муниципального уровней. Кроме того, проектные комитеты должны подготовить предложения по повышению эффективности процессов в рамках межведомственного взаимодействия.
Второе - Шевчик Наталье Александровне также до 1 января 2017 года представить мне предложения по созданию проектного комитета с участием ректоров вузов. Поручаю этому проектному комитету до 1 февраля 2017 года подготовить дорожную карту, содержащую предложения по повышению качества работы нашей высшей школы. Третье - Заболотному Евгению Борисовичу в те же сроки представить мне состав проектного комитета с участием глав муниципалитетов, целью деятельности которого будет подготовка предложений по формированию комфортной среды проживания. Жду от этого проектного комитета соответствующую дорожную карту к 1 февраля будущего года.
Четвертое - Белявскому Павлу Викторовичу поручаю в те же сроки подготовить предложения по составу проектного комитета, который представит мне дорожную карту совершенствования в новых экономических условиях информационной политики регионального правительства и органов местного самоуправления.

Подытожу сказанное, честность – лучшая политика. Так было и будет, и этого правила мы должны держаться. А что до трудных времен... Да разве бывают они легкие? Полторы тысячи лет назад один из отцов Церкви Августин Блаженный сказал: "Плохие времена, тяжелые времена – вот что люди не устают повторять. Но давайте жить хорошо, и времена станут хорошими. Мы и есть времена. Каковы мы, таковы и времена".
Будем же меняться сами – и так преображать выпавшие на нашу долю времена.