Необычная история необычного человека…

«Способности  ограничены,  возможности  безграничны» – это философское изречение в полной мере раскрывает образ Владимира Григорьевича Крашенинина, уроженца д. Жиряки, механизатора по жизни, инженера по складу ума, рационализатора по призванию… И поэтому мне хотелось бы немного рассказать об этом необычном человеке.

Становление характера

Родился он в 1936 году. По халатности работницы детских яслей, оставивших зимой без присмотра детей, трехлетний Володя застудил уши. Болезнь вскоре перешла в хроническую. Его бы повозить по врачам, но  время было непростое – поднимали колхозы, а там началась война…

За школьную парту он сел уже слабослышащим…  В Прохоровской школе, где жиряковские школьники продолжали обучение, общение со сверстниками было затруднено.  Из-за  молчаливости и глухоты ему дали прозвище "Му-му".

Всегда старательный, прилежный, дисциплинированный ученик в шестом классе вдруг пропустил целую неделю занятий. На вопрос директора школы: "Почему?", ответил честно: "Ондатру ловил…".  А предыстория такова: он случайно разбил стекло на одном из окон школы. Вердикт классного руководителя следующим: "Не важно, что тебя толкнули: разбил  ты –  тебе и вставлять". Володя уже тогда знал, что "живые" деньги на покупку стекла можно получить только в заготконторе, сдав пушнину. Посвящать в свою проблему мать, которая и без того едва сводила концы с концами, не стал. Так в детском сознании уже формировались  ответственность, способность самостоятельно принимать решения.

В седьмой класс он  не пошел. Заменив погибшего на фронте отца, стал кормильцем, добытчиком, помощником, единственным мужчиной в семье.

Это сейчас охота и рыбалка больше удовольствие и отдых, тогда – способ к выживанию. Не раз проваливался вместе с друзьями, такими же обездоленными, как он, под лед, отсиживался в сугробах, обмораживался. Но эти трудности только закаляли волю, формировали характер.

Уметь всё успеть…

Вырос Володя духовно и физически крепким, пытливым человеком, под стать лучшим положительным героям советских фильмов.  Уверенно и целеустремленно шел по жизни, притягивая, как магнит, всех, кто его окружал. Приходил на помощь другим, причем – и советом, и делом. Не был безразличен к чужой беде.

…Стоял конец июля. Жара. Лучи солнца отражались в серебряной глади деревенского озера. Ничто не предвещало беды. Вдруг налетел сильный, порывистый  ветер,  и Володя с крыльца дома увидел, как уносит от берега лодку с людьми. В одно мгновение она перевернулась, и два человека уже барахтались среди волн. Не медля ни секунды, бросился к озеру. Волны накрывали его с головой, но он метр за метром приближался к утопавшим. Перепуганная женщина ухватилась за шею спасителя с такой силой, что нечем стало дышать, но он все же дотащил ее до перевернутой лодки и крикнул: "Держись!". А сам направился туда, где еще пару минут назад боролся с волнами другой человек. Но тот уже скрылся под водой.... Он нырял несколько раз, но безрезультатно... Обезумевшая от страха женщина отцепилась от лодки и что-то кричала… Напор стихии постепенно утих. Кое-как доставив на берег женщину, Володя вернулся к месту трагедии, однако отыскать в воде её семилетнего сына так и не смог.  Его безжизненное тело нашли некоторое время спустя с помощью сетей.

О мужественном поступке двадцатилетнего парня еще долго говорили в деревне, а он болезненно переживал, что не смог спасти мальчишку.

…С детства  Володю тянуло к технике. Хотелось быть похожим на отца, Григория Филимоновича,  который был шофером. В родительском доме, наряду со школьными учебниками, была не только художественная литература, самоучители игры на музыкальных инструментах, но находились книги и журналы технического содержания. Мать Кристина Лукинична ненавязчиво поддерживала интересы и увлечения сына. А он так умел распределять свое время, что хватало на все – и математикой позаниматься, и поиграть на гармошке, и на совхозную работу успеть, и по дому помочь, да еще и на любимое дело хватало – на охоту и рыбалку сходить. Любой счет он мог вести в уме, словно проходил программу в школе с математическим уклоном.  Часто его можно было увидеть около техники – помогал трактористам и водителям. Когда в совхозе стали набирать группу по обучению механизаторов – первым принес заявление.

В    удостоверении  на право управления техникой записано, что отныне он имеет  специальность "тракторист-машинист широкого профиля". Конечно, не терпелось поскорее получить трактор, однако те, что были на ходу, закреплены за опытными механизаторами, а что  свободны – неисправны. Но Володя не пасовал перед трудностями – решился собрать для себя один трактор из двух.  Не все верили в успех, но вот сердце стального друга забилось, а Володино и вовсе было готово вырваться из грудной клетки от радости, когда его МТЗ-50 тронулся с места. "Механизатор с большой буквы", – скажут о нем позднее. 

Правила жизни

По жизни были неукоснительные правила, которые он соблюдал в обращении со своим стальным другом: бережно и внимательно относиться, не браться за  управление  грязными руками, своевременно делать техуходы, не спешить во время ремонта. "Быстро сделаешь – быстро сломается", – наставлял он своего двоюродного  брата-тезку. Эти правила обеспечили возможность управляться  с двумя тракторами. Шестым чувством улавливал любые сбои в работе механизма, и тут же вставал на профилактику. Затраченное время наверстывал за счет личного:  вышел в поле утром чуть позже – обязательно поработает подольше вечером.  Выполнить дневную норму было делом  чести.

Пика профессионального мастерства и всеобщего признания Владимир Григорьевич достиг  в 70-80-е годы прошлого столетия. Слава не была самоцелью. Основа успеха – самореализация и полное использование технического потенциала. Инженерная мысль, подкрепленная рационализаторской,  в сочетании с трудолюбием шли нога в ногу.

Думать и делать

Журналы и  книги технического содержания всегда были под рукой. Там он черпал идеи.  Одной из них стало переоборудование прицепных культиватора и снегопаха  в  навесные, что привело к экономии рабочего времени.    Первые комбайны, на которых Володя постигал азы хлеборобского дела,  запускались аккумулятором, а когда он выходил из строя, заменить было нечем. Тогда для запуска основного дизельного двигателя использовать стали вспомогательный,   бензиновый. Так удалось избежать простоев в период уборки, где дорог был не только каждый день, но и час.                                                                    

Один из работников, его однофамилец Павел    Крашенинин вспоминал: "Когда осенние дожди остановили уборку,  неожиданно для всех Владимир  Григорьевич вдруг объявил: "Завтра в поле выходим пораньше!". Мы, молодые водители, обеспечивающие отвозку зерна от комбайнов, усомнились в таком решении. А он спокойно и убедительно повторил свои слова, добавив: "Ночью мороз скует землю"… Действительно – проснувшись в шесть утра, увидели, что температура резко понизилась и  можно без опасений продолжать работу. Как он, не имея научно обоснованной информации, предугадал это – для меня остается загадкой и по сей день".

Заслуженные награды

Пятью правительственными  наградами отмечен труд Владимира Григорьевича Крашенинина. Самая памятная из них – орден Трудовой Славы третьей степени. Его портрет не сходил с районной Доски Почета, не говоря  о  совхозной. Почетные грамоты на уровне района и области сыпались  одна за другой. Главный комитет  Выставки достижений  народного хозяйства СССР наградил его Бронзовой медалью, Министерство и ЦК Профсоюза – знаком  "Победитель социалистического соревнования 1978 года". Указом Президиума Верховного Совета он отмечен медалью  "За трудовую доблесть".  В Жиряковской бригаде совхоза  "Прохоровский"  ему не было равных. Разве что двоюродный брат Володя Каканов порой наступал  на пятки. Народ с интересом следил, как соперничали "два Володи".

В те годы хлеборобы  юга области стремились достичь в своих показателях  десятитысячного рубежа по намолоту  зерна в центнерах за сезон. Победителям социалистического соревнования по уборке хлебов, чей показатель приближался или превышал эту планку, вне очереди  предоставлялась  возможность приобретения  автотранспорта. И в личном автопарке Крашенининых, благодаря ударной  работе, стояли мотоцикл "Урал" и три легковых автомобиля – "Нива", "Жигули" и "Москвич"  (последний был выделен уже сыну Владимира Григорьевича – Степану, по результатам  уборочной страды  среди молодых комбайнеров в 1982 году).   В передовиках  бывал и  другой сын – Николай. Налицо преемственность поколений.

Без работы, поиска идей не проходил у опытного механизатора ни один день. Творческая натура  реализовывалась в полной мере  и в личном хозяйстве. Тут он был и конструктор, и инженер, и рационализатор, и строитель.  Супруга Таисия Григорьевна не могла нарадоваться, когда в доме появился водопровод. Пресную воду нашли рядом с домом на одиннадцатиметровой глубине.  А завести ее на кухню было делом техники.

– Над чем работаешь, Григорьевич? –  бывало спросят  односельчане. Ответит: "Косилку собираю".  В другой раз – уже мини-трактор. За что бы ни брался – все работало, ездило и крутилось! В засушливое лето, когда во всех колодцах пересохла вода, провел водопровод на огород.  Вода подавалась из озера с помощью мотопомпы.  Многие мужики тогда переняли его опыт. Урожай спасли и домочадцев избавили от непосильного труда – носить на полив воду с озера. Личное подсобное хозяйство держал немаленькое: меньше двух дойных коров не было, плюс молодняк крупно-рогатого скота, до десятка коз, да ещё овцы, гуси, куры, кролики, двадцать соток картофельного поля, всевозможные овощи, сад… А надо и сено заготовить, и дрова, и все это вывезти и сложить. Без внедрения механизации было бы куда сложней. В помощь семье  творческий и технический потенциал хозяина дома пришелся как нельзя кстати. 

В домашней мастерской Владимира Григорьевича всегда было оживленно. Женщины, узнав, что на 8-е марта супруге он подарил самопряху, захотели иметь такую же. Переработка шерсти и пуха шла намного быстрее, чем на обычной прялке. В помощь ему посылали своих детей-подростков и мужей. Более десятка изделий тогда вышли из-под его рук.

В одном из журналов увидел снегоход – незаменимый транспорт для рыбака и охотника.  Загорелся… На испытание собралось полдеревни! Мало кто представлял  – что это за чудо-техника. В основе – мотоцикл ИЖ-56, но вместо колес – лыжи, кабина обтянута брезентом, а кузов заменила бытовая ванна. Взревел мотор и снегоход понес хозяина, оставляя за собой шлейф снежной пыли! Детвора рванула следом… В процессе эксплуатации выявил недостатки и учел при изготовлении уже аэросаней.  По четыре лыжи спереди и сзади, выточил деревянный винт… Чертеж прислал сын Степан, который уже учился в авиационном техникуме.  Мотор в двадцать четыре лошадиных силы, обменянный у прохоровского охотника на снегоход.  Подвел рессоры. Многие годы верой и правдой служила машина, укрывая охотника от ветра, избавляя от тяжестей за плечами, от многокилометровой ходьбы по снегу.

Разносторонние интересы

В характере одного человека гармонично уживались  способность к тяжелому физическому труду и нежная забота  о близких, тонкое восприятие возвышенного  и жажда к научному самовыражению,  любовь к жизни и уважительное отношение к людям. Жизнестойкость, трудолюбие, сила духа этого человека уходит вглубь веков. На генетическом уровне ему передались лучшие черты своих предков-старообрядцев. Он свободно играл на гармони, баяне, аккордеоне. С весенних полей привозил дочке первоцветы. Терпеливо выхаживал кошку, попавшую в капкан. Через всю жизнь пронес нежную любовь к сестре Зинаиде и ответственность за нее. Чтил родословную и хранил верность товарищам. Для детей оставался заботливым и мудрым наставником. Учил жизни не столько словом, сколько примером. Сыновьям передались  привязанность к технике и трудолюбие. Дочку Елену наделил способностью к математическому счету.  В летние каникулы в их доме вместе с родственниками набиралось по семь-восемь озорных непосед. Мальчишки спали вповалку на полатях, девочки в комнате. Вопрос "дополнительных ртов" между супругами никогда не вставал. Жена Таисья Григорьевна была надежным тылом в их большой и дружной семье. Сын  Николай в последние годы восстановил родительский дом,  где по-прежнему есть место всем родственникам.

"Я – МУЖИК!"

Не было такого дела, которое Володя оставлял на полпути, – всегда выходил победителем. Вот только перед неизлечимой болезнью оказался  бессилен, хотя боролся с ней до последнего вздоха. В одном из своих стихотворений писал:

…Смерть пошла, стуча зубами,

Со зла косою вжик, да вжик,

Ворчит: "Нашла коса на камень".                                       А я не камень, я – МУЖИК!

Ушел из жизни Владимир Григорьевич Крашенинин в пятьдесят лет, оставив свою яркую страницу и в фамильной истории, и среди жителей деревни Жиряки, и во всем Армизонском районе...

Елизавета АНДРЕЕВА (Каканова)