Школа пятидесятых...

В ноябре пршлого года редакция газеты при моральной и материальной поддержке Алексея Евсеевича Яковлева - нашего зямляка, проживающего в Тюмени, но до сих пор душой остающегося в родном районе, редакция газеты "Армизонский вестник" объявила конкурс "Устами их глаголет старина".
Увы... Мы ждали откликов наших юных армизонцев почти три месяца, и в нашей почте появилось только три письма с пометкой "На конкурс". Тем не менее, мы от всей души благодарим и учителей, которые "взяли шефство" над своими воспитанниками, и самих юных авторов, и надеемся, что эти их работы - далеко не последние! Предлагаем и нашим читателям ознакомиться с исследованиями Валерии Ериной, Ангелины Шешуковой и Валентины Минич.
Итоги конкурса жюри подведет чуть позже, причем - нам важно мнение каждого жителя района...

- Зинаида Алексеевна, школа всегда была такая как сейчас?

- Конечно, нет. Моя школа была деревянная, одноэтажная и состояла из нескольких домиков, окна были маленькие. В классах стояли деревянные парты. Сиденья были прикреплены к парте. Если нужно было поднять парту, то она поднималась вся. Парты стояли в два ряда, в моём классе было десять парт или двенадцать. Школьная доска была прибита к стене. Пол был деревянный, не ровный. Мой класс состоял из двух комнат. Стена между комнатами была вырезана и она объединяла два кабинета. Но главная достопримечательность это круглая печь. Топили её из коридора. Когда зимой приходили в класс, то любили греться возле неё, занимали очередь, кто вперёд погреется. У нас тоже была библиотека, она находилась в конце коридора. Пол в коридоре был скрипучий и наклонный в сторону библиотеки. Я любила ходить в библиотеку, читать книги, журналы. Был буфет, где мы покупали чай, булочки.

-Зинаида Алексеевна, почему вы стали учителем?

-Я влюбилась в эту профессию с детства. Всегда хотела походить на свою учительницу Каканову Марию Матвеевну.

-Вы любите школу?

-Я люблю школу, и когда мне предлагали другую работу, я не давала согласия, и вообще не представляла себя вне школы.

-Кто был вашим первым учителем?

-Моя первая учительница Каканова Мария Матвеевна. В начальной школе мы учились в домике, который стоял во дворе. В первом классе нас было двадцать семь человек. Я любила свою первую учительницу и всегда хотела быть на неё похожей. Она была замечательным педагогом, любила свою профессию.

-А кто тогда был директором?

- А директором был Купцов Алексей Васильевич.

-Расскажите, как вы учились? Я видела фотографию в музее. Что вы там делаете?

-Я училась всегда хорошо на четыре и пять некогда не пропускала уроки. Фотография в музее - это когда я училась в четвёртом классе: это был урок и внеклассное мероприятие. Мы варили картошку с мясом, а потом с аппетитом ели. Рядом со мной моя подруга Белозёрова Александра Никитична. Жизнь школьная была очень интересная. Спортзала не было, мы занимались в коридоре. Мячей не было, поэтому вместо мяча брали разные предметы. Я помню, мы собирали макулатуру, залу, железо. Сами готовили художественные номера и ходили на ферму - в красном уголке дояркам показывали концерт. Ходили в театральный кружок, ставили сказку "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" . У меня было красивое резное зеркальце, в которое я говорила.

Выступали мы и в клубе, когда стали старше я была участницей хора, в котором было около тридцати человек. В школе были тимуровские отряды - ходили, помогали бабушкам и дедушкам. Школа топилась дровами, помню, как мы их складывали в поленницу.

-Расскажите, что вы делали, когда были октябрятами и пионерами?

-В октябрята нас принимали в клубе, народу было много, мы хором говорили правила. Но, помню, нам всем дали в кулёчке из тетрадного листа по шоколадной конфетке. Долго готовились к выступлению в пионеры. Мои родители купили мне простой галстук. Я его доставала и любовалась им. Помню - нас поставили на сцену в клубе, мы согнули руки и каждому на руки повесели отутюженный галстук. Когда мы хором сказали правила, лучшие ученики школы повязали нам галстук на шею. И спросили нас: "Будьте готовы!", а мы ответили: "Всегда готовы!" Как мы гордились этим.

-Какие у вас были книги, тетради, ручки?

-Книги мы покупали, а потом передавали младшим братьям и сёстрам. Писали мы деревянными ручками с пером, носили с собой чернильницы, гордились, если у кого-то была стеклянная чернильница "непроливашка". Портфели были с замками. Потом были "балетки" (маленькие чемоданчики). А потом папки. Большая кожаная папка с замком. Без ручки. Ходила в школьной коричневой форме с чёрным и белым фартуком.