ПоделитьсяВ настоящее время мошеннических схем для "отъема" денег у населения много, и регулярно появляются новые. Чтобы не стать жертвой обмана, полезно знать не столько схемы, сколько признаки того, что вам звонят именно мошенники. Тогда меньше шансов остаться без денег.
По статистике в четырех из пяти случаев мошенничества люди теряют свои деньги не из-за хакерской атаки, а из-за того, что сами их отдают или сообщают мошенникам реквизиты карт. Обычно мошенники под любым предлогом пытаются узнать номер и срок действия карты, трехзначный СVV/СVC2-код, а также пароли и коды из СМС, которые банки присылают для подтверждения операций. То есть, так называемые "киберпреступники" - это по большей части не столько хакеры, сколько психологи, которые "взламывают" не компьютер (ноутбук, телефон, планшет и другое), а сознание своей жертвы. По каким же признакам можно распознать мошенников? Попробуем определить основные.
На вас выходят сами: кто-то сам вам звонит (пишет письмо, присылает ссылку и т.д.). Вне зависимости от того, кем он представляется, - сотрудником банка, полиции, магазина, братом миллионера из Нигерии - и чего он хочет, надо быть осторожным. Помните: если кто-то незнакомый звонит вам, значит ему что-то нужно. Не вам нужно, а именно ему! Вопрос: что? Если вы никуда не звонили, у вас нет затруднений, зачем вам вообще продолжать беседу?
Разговор всегда касается денег или вашей банковской карты: важно помнить, что у мошенников единственная цель - ваши деньги. Ключ к ним банковская карта, точнее та цифровая информация, которая указана на карте. Злоумышленники либо вынуждают человека самого отдать деньги, либо выуживают у него информацию (например, данные карты), которая позволит эти деньги украсть. Если вас просят перевести деньги на некий счет, заплатить налог, бронь, штраф, внести залог, аванс или совершить другие действия, связанные с денежным переводом или раскрытием данных карты - это скорее всего мошенники.
Делают супер-выгодное предложение или пугают: вам делают супер-выгодное предложение: щедрые выплаты, призы, выигрыш в лотерею, конкурс, невероятно привлекательные условия по кредитам и депозитам, инвестиционные продукты, обещающие огромную доходность. При этом вас убеждают, что нельзя упускать шанс получить сразу много денег, надо обязательно использовать уникальную возможность. Противоположная схема - вас пытаются запугать: деньги вот-вот украдут, спишут со счета, вы лишитесь потенциального дохода или всех денег, если будете медлить.
Имейте в виду, что у мошенников всегда заготовлены ответы на возможные вопросы. Поэтому даже не пытайтесь вступать с ними в беседу, ведь чем дольше вы беседуете, тем крепче вас "подсаживают на крючок". Такие мошенника всегда "психологи" экстра-класса: даже по одному сказанному им в ответ слову они моментально определяют возможную жертву. А на остальных просто не станут тратить время.
Помните, если вам обещают многое, требуя взамен малое, то вы лишитесь либо малого, либо всего, что есть на карте, но так и не получите ничего взамен.
Морально давят, требуют принять решение немедленно: этот признак мошеннических звонков вытекает из вышесказанного. Мошенники работают с большим количеством людей. Им некогда долго возиться с каждым в отдельности. Их главная задача - не дать жертве опомниться. Поэтому они всегда требуют от человека быстрого принятия решений, действуют напористо, уверенно и агрессивно. То есть, если вы чувствуете, что на вас давят, угрожают, ставят условие сделать покупку, потерять все средства, совершить транзакцию "либо сейчас, либо никогда" - прерывайте общение. Это точно мошенники. Обычному банковскому работнику достаточно услышать, что вы подтверждаете проведенную операцию. Все остальные сведения у него имеются.
Запрашивают информацию о банковской карте: банки обязаны отслеживать подозрительные операции со счетами своих клиентов. Если у банка возникает подозрение, что совершается несанкционированная операция, его представитель может связаться с владельцем счета и уточнить, действительно ли он совершает эту операцию. Владелец счета должен только подтвердить или не подтвердить операцию - на этом общение заканчивается. Мошенники же начинают выуживать разные данные: коды из СМС, номер карты, трехзначный код на ее обратной стороне, ПИН-код и так далее. Важно помнить, что настоящий сотрудник банка никогда и ни при каких обстоятельствах не будет запрашивать у человека данные его карты. Если кто-то пытается это сделать, прервите разговор - вы общаетесь с мошенником.
Если вы будете всегда помнить об этих признаках, то вне зависимости от хитрости и новизны мошеннической схемы, не попадете в расставленные сети. Важно понимать, что каждый из этих признаков в отдельности не является однозначным доказательством того, что с вами говорят мошенники. Ну, разве что, если у вас запрашивают трехзначный код на обратной стороне банковской карты, ПИН-код или код из СМС. Но чем больше таких признаков, тем больше вероятность того, что вас пытаются обмануть. Если после разговора с незнакомцем у вас возникли какие-то сомнения или вопросы, перезвоните в свой банк по номеру телефона, указанному на его сайте или банковской карте, и уточните интересующую вас информацию.