Великий пост (с 23.02. – по 12.04 2015 года)

Великий пост - это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время приготовления к главному православному празднику – Светлому Христову Воскресению.

Святитель Феофан Затворник называет пост "курсом спасительного врачевания душ, баней для смытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого".

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, например, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли.

Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия.

Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор - кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы.

Пост – такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповедной Им Самим. Так любим ли мы, истинные христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем?

Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений и даже от насущных дел, а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога.

Пост – это время служения Богу молитвой и покаянием.

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти – просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу.

"Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватит сил, мы будем иметь полезный телесный пост, - поучает преподобный Иоанн Кассиан. – Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости".

Пост установлен для всех - и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души.

"Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти".

"Видишь ли, что делает пост, - пишет святитель Афанасий Великий, - болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые мысли удаляет и сердце делает чистым".

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.

"Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, - говорит преподобный Иоанн Кассиан. – Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие – пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание".

Цель поста – искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствует молитва и частое посещение богослужений в храме.

"Многие христиане… считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, предаются плотской нечистоте, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадский. – О лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог Наш?"

Подвиг поста ни во что не вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, "не вкушая мяса, но поедаем брата своего", то есть не соблюдаем заповедей Господних о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда".

Смысл поста – в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель.

Великий пост включает св. Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу (точнее 6 дней перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней).

Последнее воскресенье перед Великим Постом называется Прощенным или "Сыропустом" (в этот день оканчивается едение сыра, масла и яиц).

1. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью.

2. Св. Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым.

Не считая Вербного воскресения, во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию.

1.В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое "Торжество православия", установленное при царице Феодоре в 842 году о победе православных на Седьмом Вселенском соборе.

2. Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе.

3. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим.

4. В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу, или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

5. В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

6. Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого поста. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нем вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

7. В шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. 

8. Страстная седмица.

Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане проводят в посте и молитве.

По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

"Господи, помилуй!" - не тяжело говорить и легко носить. Русская пословица.